В Общественной палате прошли слушания по законодательству о саморегулировании

В Общественной палате Российской Федерации 10 ноября 2015 года состоялись общественные слушания «Пути законодательного совершенствования института саморегулирования».

Организаторами мероприятия выступили Общественная палата РФ, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Основной темой слушаний стало обсуждение проекта Концепции совершенствования механизмов саморегулирования и проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 и Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № ИШ-П16-4172.

Участники слушаний отметили, что ни Концепция, ни проект федерального закона не решают поставленных в поручении Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации задач. В документах отсутствуют предложения по установлению целей саморегулируемых организаций, а также задачи саморегулируемых организаций, которые они обязаны исполнить для достижения целей регулирования. Не определено место саморегулируемых организаций и их национальных объединений в системе публичного регулирования предпринимательской деятельности. Не решен вопрос об устранении двойственности контроля как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны государственных органов, а также вопрос совершенствования системы имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов. Не прописаны инструменты и способы внесудебного урегулирования споров между потребителями и саморегулируемыми организациями и их членами.

По сути, как отмечали участники слушаний, законопроект направлен на уточнение лишь отдельных положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и создает конкуренцию норм разрабатываемого закона и Градостроительного кодекса РФ, в котором сохраняет законную силу норма части 4 статьи 4, устанавливающая приоритет норм Кодекса над гражданским законодательством.

Кроме того, законопроект увеличивает финансовую нагрузку на членов СРО, которые возникнут за счет увеличения членских взносов для обеспечения функций саморегулируемых организаций. Также предлагаемая редакция части 2 статьи 5 необоснованно расширяет сферу обязательного саморегулирования, включая в неё в полном объеме инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство. Однако, исходя из формулировки законопроекта, деятельность по реконструкции и по капитальному ремонту объектов капитального строительства исключается из сферы саморегулирования, что также не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере.

Участники слушаний заявили о неприемлемости принятия представленных проектов нормативных правовых актов и о необходимости доработки проектов Концепции и федерального закона с учетом ключевых тезисов. Главная цель Концепции совершенствования механизмов саморегулирования состоит в развитии добросовестной конкуренции и создании равных партнерских отношений между бизнесом и государством.

По итогам слушаний были приняты рекомендации утвердить Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования в редакции от 29 января 2015 года с учетом предложений профессионального сообщества; ввести мораторий на внесение поправок в Федеральные законы, регулирующие сферы профессиональной деятельности, до утверждения Концепции и приведения базового Федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ в соответствие с утвержденной Концепцией; доработать проект Федерального закона «О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях” в соответствии с Концепцией и с учетом предложений профессионального сообщества.

Как отметил генеральный директор СРО НП “Э.С.П.” Дмитрий Мурзинцев: “Рассмотренные законопроекты содержат множество противоречий Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Профессиональное сообщество сформулировало целый пакет существенных замечаний к указанным документам. Следующая задача — обеспечить, чтобы они были учтены законодателем и развитие саморегулирования продолжалось в соответствии с подготовленной Концепцией”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: