Сети ищут метры. Ретейлеры готовы осваивать Ленобласть, но останавливает отсутствие помещений

Петербургский розничный рынок — один из самых высококонкурентных в стране. Здесь работают практически все федеральные сети, до недавнего времени активно строились торговые центры, а их арендодатели и 5 млн населения манили к себе все новые розничные компании. О соседней Ленинградской области так сказать пока нельзя. Регион с населением 1,8 млн человек еще не стал столь привлекательным, чтобы ретейлеры инвестировали в торговые объекты. Сказывается низкая плотность населения и, как следствие, недостаток спроса, а также отсутствие нужного количества качественной торговой недвижимости.

Ситуация на рынке не радует

Оборот розничной торговли в 2016 году снизился в большинстве регионов. В Ленобласти по итогам прошлого года он составил 342,6 млрд рублей, показав рост 1,8% к 2015 году. Как полагает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, на рынок оказывают влияние общее состояние экономики и снижение платежеспособного спроса со стороны населения. Повлияла на обороты розницы и оптимизация расходов россиян, а также смещение покупательских приоритетов в сторону более дешевых видов продукции.

 

«На сегодняшний день положение розничной торговли в стране нельзя назвать оптимистичным, в том числе и в Ленинградской области. Доходы потребителей не растут, россияне продолжают экономить на всем, в том числе и на товарах первой необходимости для себя и для своих детей», — полагает начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК «Детский мир» Надежда Киселева.

Тем не менее вопреки кризису многие игроки розничного рынка считают Ленобласть интересной для развития и хотели бы открывать там новые магазины. Но многих сдерживает отсутствие подходящих помещений.

Дефицит площадей

«Ретейл Ленинградской области развивается в соответствии с общими трендами. Однако его развитие сдерживается дефицитом торговой недвижимости», — полагает представитель компании X5 Retail Group. По его словам, торговые центры, являясь одним из популярных инвестиционных объектов, строятся в большинстве случаев под конкретный участок земли, без продуманной концепции, учета трафика и стратегии развития объекта.

Согласны с этим и брокеры. По мнению эксперта рынка недвижимости Екатерины Лапиной, в регионе нет качественных торговых комплексов, а вместо них открываются небольшие ТК общей площадью 10–20 тыс. м2, которые пытаются как можно быстрее заполнить арендаторами, но при этом они не вкладывают дополнительных денежных средств в реализацию концепции. ГК «Детский мир» тоже сталкивается с дефицитом качественных площадей, которые бы отвечали требованиям ретейлера. Тем не менее компания намерена открывать новые магазины в Ленобласти и ищет торговые площадки.

Эксперты говорят, что для строительства больших объектов с расширенной торговой галереей в Ленобласти пока просто недостаточно емкости рынка, поэтому ограниченность предложения — не что иное, как следствие недостатка спроса. В итоге торговые сети, которые все же решили развиваться в Ленобласти, вынуждены арендовать площади в небольших комплексах либо в прикассовой зоне гипермаркетов, объясняет руководитель отдела исследований JLL в Петербурге Владислав Фадеев.

Подгузники и духи

Лидерами по числу торговых объектов в регионе традиционно являются крупные города — Гатчина, Всеволожск, Выборг, Сосновый Бор, Тихвин, Сертолово, Волхов. Сейчас розничная торговля в Ленобласти представлена в большей степени продуктовым ретейлом, львиная доля приходится на небольшие форматы, реже открываются гипермаркеты. Активно развиваются магазины детских товаров, аптеки, магазины парфюмерии и бытовой химии. Наименее заинтересован в Ленобласти фешен–ретейл, так как потребности областных модников удовлетворяют торговые центры «МЕГА» на границе с городом, объясняют в JLL. Также неактивны в Ленобласти сетевые и одиночные современные рестораны и кафе, магазины косметики. Не торопятся открывать отделения в Ленобласти и кредитные учреждения. Исключением является Сбербанк, уточняет Екатерина Лапина.

Товары для дома и ремонта тоже не активно заглядывают в область. Магазины DIY представлены по минимуму, работают крупные сети «Вимос», СТД «Петрович». В «Максидоме» считают областной DIY–рынок перспективным, компания заинтересована в продвижении в этом регионе, но ретейлера смущает плотность населения. «Максидом» — это сеть гипермаркетов, самый маленький из которых — 9 тыс. м2 с ассортиментной матрицей около 70 тыс. товарных позиций. Такой огромный магазин просто не нужен в области, он не будет востребован. Поэтому сегодня мы работаем над оптимизацией формата наших гипермаркетов для небольших городов», — делятся планами в компании.

Как полагают эксперты JLL, потенциал Ленобласти связан прежде всего со строительством кварталов малоэтажной коттеджной застройки и городов–спутников, при которых появятся новые магазины. Помимо того, будут развиваться проекты небольших ретейл–парков с включением продуктового «якоря» и гипермаркетов строительных товаров.

Фото: Ермохин Сергей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: