Илья Пирогов Строительство бани  

Илья Пирогов Строительство баниГлава 1 Преданья старины глубокой.

История создания бани очень стара и богата интересными фактами. Строительством помещений, идентичных современным баням, человечество занялось еще в глубокой древности. Уже тогда, на заре цивилизации, люди понимали всю важность оздоровительных процедур, производимых с помощью воды и пара.

О бане многое можно узнать из истории древнейшей цивилизации, а по результатам археологических раскопок – судить о специфике устройства древних бань. Бани различались не только по типу конструкции. В зависимости от нации, строящей баню, совершенно неодинаковой была и церемония ее посещения.

Слово "баня" – латинского происхождения. В переводе латинское balneum первоначально означало "изгоняющий боль, развевающий грусть". Позже у слова появилось более близкое к современному значение – "место, где моются и парятся" (ванна, купальня, баня.

Сложно сказать, где и когда баня была построена впервые. Ученые и историки до сих пор спорят об этом. Большинство исследователей сходятся во мнении, согласно которому бани появились очень давно, причем практически одновременно у многих древних народов. Заведения для омовения, похожие на бани, служили здоровью китайцев, индейцев, халдеев, египтян, финикийцев, ацтеков, викингов, скифов и славян.

Так, например, история сохранила много сведений о ранее существовавшей и быстро пришедшей к упадку цивилизации острова Крит. Еще задолго до расцвета Древней Греции люди здесь достигли высокого уровня культуры, зодчества и врачевания. Наряду с сетью мощных дорог, хорошо оборудованной системой канализации здесь был найден дворец царской династии, в котором обнаружили водопровод, ванны, туалеты, бассейны и, конечно же, бани.

Существовали древние бани и в Финикии примерно за 2 тыс. лет до н. э. Развалины прекрасных просторных бань нашли на месте древнего города Лептис Магна. Парные бани здесь действовали по весьма хитрому принципу. Располагались они недалеко от скалы, от которой к помещению бани прокладывали трубы. В скале было выдолблено большое углубление, которое заполнялось водой. Рядом нагревали на большом костре огромный камень. Когда он раскалялся до нужной температуры, несколько десятков людей при помощи особых приспособлений сталкивали его в воду. Выделялось огромное количество пара, который по трубам направлялся в банное помещение.

А вот древние индейцы придумали свой способ париться. Они разводили костер, расположенный недалеко от "парного вигвама". На огне накаляли каменные глыбы, затем вносили эти глыбы в вигвам, клали в специально вырытую яму и лили на камни воду. Сначала индейцы парились, потом принимали водные процедуры. Бани индейцы начали строить позднее. Об этом свидетельствуют раскопки города Мохенджодаро, построенного около пяти тысяч лет назад. Город сохранился не полностью, однако на его месте хорошо видны очертания улиц, жилых кварталов, храмов, а также развалины прекрасно оборудованных бассейнов и купален, очень похожих на бани.

Существовали парные и у древних инков. Однако этот народ принимал особые ванны способом, напоминающим современный японский – они нагревали большую кучу сена и травы и зарывались в нее.

Тем не менее самыми известными древними банями всегда считались и до сих пор считаются термы Древней Греции и Рима. Не исключено, что древние греки позаимствовали идею создания бань у восточных народов. Знаменитый греческий историк, философ и мыслитель Аристотель утверждал, что во время похода Александра Македонского в восточные страны великому полководцу весьма приглянулись специальные сооружения, созданные для поддержания чистоты тела, духа и приятного времяпрепровождения. Потому после Троянской войны он приказал строить такие заведения во всех греческих городах.

Древние греки весьма преуспели в сооружении бань и различных общественных купален: помещения больше походили на нечто вроде театров. Древнегреческие бани-купальни достигали огромных размеров, их строили из белого камня или мрамора, с колоннами, с многочисленными комнатами и коридорами. В самом центре помещения, как правило, находился большой бассейн круглой формы, вода в нем иногда подогревалась специальными устройствами.

Вокруг бассейна располагались ложа, которые служили грекам одновременно и местом для отдыха и столом, на котором они трапезничали. Сами парные находились в отдельных комнатах, куда по трубам поставлялся горячий пар. Многочисленные слуги выполняли самые разные функции: помогали богатым посетителям раздеться и искупаться, подносили им фрукты и вина, оказывали различные услуги (играли, танцевали, пели, – одним словом, развлекали господ.

Древние греки высоко ценили красоту здорового тела, поэтому бани служили им чем-то вроде лечебниц. Бани строили не только в домах богатых греческих особ, которые, как и современные богачи, изощрялись в обустройстве собственной купальни, дабы вызвать зависть у соседей и гостей. В Древней Греции возводились общественные бани, бани и парные непременно существовали в древнегреческих гимназиях и других учреждениях.

Знаменитый древнегреческий философ Платон, книги которого пользуются огромным успехом и в наше время, считал строительство бань исключительно важным делом, поэтому государство должно вменить себе в обязанность строить бани во всех городах, чтобы население было здорово. Известный древнегреческий врач Гиппократ, яростный сторонник естественного лечения, считал, что не надо врачевать уже заболевшее тело, необходимо проводить профилактические и закаливающие процедуры, чтобы организм сам сопротивлялся болезням. В качестве одного из самых полезных закаливающих средств Гиппократ называл именно баню. Во многих случаях обратившемуся к нему больному вместо лекарства он назначал поход в баню. Кстати, сам Гиппократ прожил 110 лет и до конца оставался здоровым и полным сил.

Древние римляне, несомненно, переняли у греков все основные достижения и парные бани в том числе. Римляне высоко ценили то удовольствие, которое дает горячий пар.

Однако следует признать, что римляне во много раз превзошли древних греков в строительстве парных бань, которые у них назывались термами. По свидетельству римского историка Марцелина, площади пространства терм были колоссальны и могли поспорить с небольшим городом. Одна большая терма занимала до 12 га, и это далеко не предел. А все потому, что римские термы являлись не только банными помещениями, но и общественными, культурными, спортивными, увеселительными заведениями.

Чтобы лучше представить себе вид этих сооружений, достаточно ознакомиться с устройством знаменитых терм императора Каракаллы, которые находятся ныне в Риме, недалеко от развалин Колизея. Строение их включает: два вестибюля, два гимнастических зала, один зал для потения – тепидариум, бассейн с холодной водой, семь парилок сухого жара, три бассейна с горячей водой, два спортивных зала; две площадки для игры в мяч; библиотеку, буфет, стадион.

Во времена правления императора Каракаллы таких терм насчитывалось около восьмисот! Термы были настолько популярными у древнеримского народа, что каждый приходивший к власти император (а в те времена это случалось часто), чтобы задобрить своих граждан, строил новые термы, еще больше и богаче тех, которые сооружались его предшественниками.

Термы Каракаллы могли вместить одновременно до 2500 человек. Но император Диоклетиан перещеголял его и построил термы на 3500 человек. Достаточно сказать, что один из бассейнов имел форму квадрата, сторона которого равнялась полутора километрам, а всего таких бассейнов было три.

Колоссальное сооружение Диоклетиана имело три тысячи купален. Что касается отделки терм, то она также была на грани фантастики: драгоценный мрамор и полудрагоценные камни, порфир, египетский гранит украшали стены, а роскошной разноцветной мозаикой выкладывали пол и потолок. Огромные позолоченные и мраморные колонны поддерживали свод потолка и крышу, а известные скульпторы специально для терм создавали шедевры и выставляли их в банных помещениях.

Роскошь в некоторых термах была сногсшибательной. Рукомойники изготовлялись из серебра, а иногда и из золота, кресла для отдыха – из мрамора. Некоторые скульптуры огромных размеров, дошедшие до нашего времени, стояли именно в термах. Такова, например, скульптура Лаокоона с сыновьями. Отапливались римские термы не чем иным, как нефтью.

Понятно, что строились такие термы очень долго: по пять, семь, а то и по десять лет. Термы Диоклетиана сооружались 5 лет, а занято работами было около сорока тысяч человек. Стремление устроить термы как можно комфортабельнее доводило богатых граждан Рима до крайности. Например, ванны, в которых расслаблялись патриции, могли быть подвешены к потолку, напоминая детскую люльку, чтобы изнеженный аристократ, кроме принятия водной процедуры, мог еще и лениво покачиваться, тем самым испытывая большее удовольствие от процедуры.

А жена императора Нерона – Помпея наотрез отказывалась купаться в обыкновенной воде, и для нее специально готовили молочные ванны, поэтому при термах держали большое стадо ослиц.

Что касается устройства помещений римской термы, то оно было следующим. Основных отделений в римских термах восемь. В первом зале, названном вестибюлем, римляне снимали с себя тоги, пеплумы и прочие одежды. Это место было своеобразным гардеробом, в котором и по окончании водных процедур посетители могли отдохнуть, пообщаться.

Следом за вестибюлем шел огромный зал, где находился бассейн. В этом же зале было принято, находясь наполовину в воде и удобно устроившись, рассуждать о делах, последних новостях. В зале с бассейном обычно стояли самые красивые скульптуры из тех, что находились в термах. Все здесь располагало к ленивонебрежному расслаблению и к созерцанию прекрасного.

Рядом с залом было помещение для мытья, в нем стояли медные тазы, наполненные водой различной температуры. В этом же зале имелись мочалки, скребки, мыло и другие необходимые предметы и средства. Если римская беднота для очищения тела пользовалась деревянными скребками, патриции для той же цели применяли скребки из слоновой кости или из зубов гиппопотама.

Вымывшись, римляне могли выбрать, куда идти дальше: в тот зал, где нагнетался сухой пар, или в другой – где пар был влажным. В первый по трубам подавался горячий и сухой воздух, и любящие жару с удовольствием впитывали зной всем своим телом. Парное помещение было устроено по-другому. Туда по специальным трубам, расположенным под полом, подавали горячий и влажный пар.

Источником пара служили небольшие отверстия, сделанные в полу. Естественно, что сам пол имел довольно высокую температуру – примерно 45–50 ?С. Однако римляне ходили по полу не босиком, а в специальных сандалиях с деревянной подошвой. Чтобы отапливать этот пол, причем не в одном, а в нескольких парных помещениях, а также нагревать помещения сухого жара, в отведенном для нее месте находилась огромная печь, от которой расходилась система труб.

При термах имелось немало помещений, в которых римляне принимали холодные процедуры. В них же стояли скамейки для массажа. Кроме массажных, в банях были помещения для спортивных игр, тренировочных занятий. Таким образом, термы для римлян в полном смысле слова являлись общественными учреждениями. Здесь знаменитые и еще никому не известные поэты читали свои стихи, разгорались споры по вопросам, определяющим судьбу государства; здесь же разыгрывались спектакли и прочие театральные действа.

Обслуживали термы тысячи рабов и прислужников. Были истопники, которые следили, чтобы огонь не затухал, и поддерживали необходимую температуру в помещениях, были массажисты и их помощники, натирающие тела моющихся лебяжьим пухом, были мозолисты, "выдиратели" волос и прочие слуги. Каждый выполнял свое дело.

Греция и Рим позаимствовали идею строительства бань у Востока. Идя по пути завоеваний, римские легионеры в свою очередь строили бани во всех странах, которые встречались на их пути. Так было в Германии, в Британии и в других странах Запада и ближнего Востока.

Знаменитые водолечебные курорты Карловы Вары, Виши, пользующиеся и поныне большим успехом, возникли на месте когда-то построенных там римских терм. В Константинополе бани, которые сейчас называются турецкими, также возводились на месте римских терм. А около турецкого города Пергама врачевал своих больных водными процедурами знаменитый врач Гален. В этом городе и сейчас имеются развалины древнеримских терм, обвалившиеся стенки бассейнов, где когда-то совершали омовение, а также роскошные римские ванны.

Традиции Древней Византии (на месте которой находится современная Турция и несколько других восточных стран) настолько похожи на римские, что ее звали Вторым Римом. Многое сближает Древний Рим и Византию в плане строительства и посещения бань. На Востоке баня – не просто место для мытья и водных косметических процедур, а своего рода клуб, место встреч, общения, решения дел разной степени важности. Восточные бани были местом отдыха.

Древние восточные бани представляли собой достаточно просторные помещения. В них, так же как и в римских термах, во входном помещении имелся гардероб, где посетители могли раздеться, посидеть, выпить чаю и отдохнуть. Ступени, ведущие вниз по пологой наклонной площадке, приводили в огромное полуподвальное помещение, которое находилось ниже поверхности входного помещения на 3–3,5 м, – это что-то вроде предбанника, комнаты отдыха. Здесь также стояли лавочки, где можно было посидеть, привыкнуть к теплому воздуху. Сюда же вел выход из парной.

От предбанника вел узкий коридор, пройдя по которому, посетители попадали в мыльное помещение, имеющее форму круга. В нем было несколько ниш (обычно от 4 до 6), где посетители производили омовения, а несколько узких коридоров вели в помещения с разной температурой – в парные. Первый коридор из мыльни вел в самое жаркое место бани – парилку, где температура воздуха доходила до 100 ?С.

Эта температура равномерно распределялась по нескольким парным, (их обычное число – пять). Посидев в самом "холодном" парном помещении и почувствовав желание продлить удовольствие, посетители отправлялись в более жаркую парную и т. д. В помещении в самом центре бани находились каменные лежаки, где посетитель должен был хорошо пропотеть и где ему делали расслабляющий или целебный массаж.

Далее, после массажных комнат, находился зал с бассейном или с несколькими бассейнами, которых, по обычаю, должно быть по крайней мере три: один – с теплой водой, температура которой выше температуры тела; другой – с прохладной, а третий – с холодной. На этом, как правило, и завершалась процедура мытья в восточной бане. Желающие могли повторить, например, переходы в парильные отделения, минуя те из них, где температура покажется телу умеренной, а затем вновь ополоснуться в бассейне с холодной водой.

Особенностью восточных бань являлась система отопления горячим паром. Если в римские термы пар поступал через отверстия в полу и при этом сам пол был раскаленным, то в восточных банях пар поступал через стенные отверстия, расположенные приблизительно на высоте 1,5 м от пола. При этом трубы, подающие горячий пар, проходили под полом, умеренно подогревая его, так что посетители могли ходить по нему босиком. Если пол сильно нагревался, его поливали водой, а люди ложились на специальные возвышения и потели. Именно таким способом парились и до сих пор парятся посетители стамбульских бань.

При огромном количестве бань в восточных странах вполне естественно, что многие из них имели свои особенности, обусловленные местными климатическими условиями или своеобразием традиций, а также фантазией архитекторов, строивших их.

Так, например, древние грузинские и другие кавказские бани находились на месте горячих природных источников, обладающих лечебными свойствами. Горячая вода подавалась в них прямо из горных рек по специальным глиняным трубам. Бассейны устраивались в гротах в скале и освещались факелами. Сами бани были облицованы серым пористым камнем и мрамором. В специальном отделении находился хор. Его многоголосие заполняло банные своды, отражалось эхом от стен и создавало особую, как в храме, атмосферу.

Как и в римских термах, в восточных банях пар образовывался от бурлящей в котлах воды, которая подавалась по трубам в парные помещения. Безусловным преимуществом восточных бань является наличие нескольких парных с разной температурой воздуха, что дает возможность постепенно привыкать к горячему пару и не испытывать резкой нагрузки на организм.

Это же можно сказать о системе бассейнов. Наконец, возможность использовать воду из природных источников, насыщенную полезными минеральными веществами и соединениями, является одним из безусловных преимуществ восточных горных бань. Хочется также отметить поставленную на высокую ступень мастерства науку восточного массажа, а также прочих процедур, придающих телу гибкость и красоту.

Интересна история дальневосточной бани, например японской. Своеобразный подход японцев ко всему, что касается построений, распространяется и на строительство национальных бань. Называется японская баня – офуро, а устроена она чрезвычайно просто. Предпочтение здесь отдается не горячему пару, как в большинстве вышеперечисленных бань, и не горячему воздуху, как в той же сауне, а горячей воде. Причем не просто горячей, а по нашему представлению обжигающей – 55–60 ?С.

В сущности правильнее было бы назвать японскую баню японской ванной. Горячую воду наливают в очень большую деревянную емкость, напоминающую бочку, которая достигает самых разных размеров, так что в ней могут поместиться от одного до шести человек. На дно этой емкости устанавливают деревянную скамейку или несколько скамеек.

Таким образом, тот, кто находится в бочке, принимает полулежащее, расслабленное положение. Вода в бочке должна доходить до груди, так, чтобы область сердца не подвергалась тепловому воздействию. Это главное условие и отличие японской бани. На голову японцы надевают шапочку, смоченную в холодной воде. Одно из немаловажных условий – емкость находится в просторном, прохладном, хорошо вентилируемом помещении либо на улице во дворе дома. Рядом с ней ставят кушетку. Таково примерное устройство офуро.

Раздевшись и быстро погрузившись в воду, парящийся в японской бане находится в расслабленном и неподвижном состоянии примерно 10–15 мин. Затем он заворачивается в простыню и ложится на находящуюся рядом кушетку. Процедура потения и отдыха на кушетке занимает примерно час. Тот, кто хочет сбросить лишний вес, помимо простыни, заворачивается еще в шерстяное одеяло. По истечении часа тело насухо вытирают. Затем следует прогулка или пребывание на свежем воздухе и знаменитая чайная церемония.

Кроме офуро – домашней бани, существуют общественные японские бани, называемые сэнто. Принцип их почти тот же, только вместо бочки – большой бассейн, наполненный водой с температурой 55 ?С. Сначала посетители попадают в раздевалку со специальными кабинами и снятую одежду кладут в корзины, находящиеся внутри. Далее проходят в банное отделение с бассейном посередине. Прежде чем погрузиться в этот бассейн, японцы моются под горячим душем или, по желанию, обливаются горячей водой из небольших деревянных кадок (шаек), расположенных по периметру бассейна.

Во время приема горячей ванны в бассейне делается один перерыв. Выйдя из бассейна, посетители растираются специальной рукавицей или жестким полотенцем. После массажа время нахождения в воде должно быть менее продолжительно. Затем японцы надевают кимоно из натуральной материи – хлопка, льна – и отдыхают. Для этой цели в сэнто имеются читальни, кинозалы, рестораны. Сами помещения украшены аквариумами, тропическими растениями.

Сэнто – это своеобразный дорогой клуб, напоминающий восточные бани и римские термы. Здесь встречаются, обсуждают дела, обмениваются информацией. Каждый волен сам себе выбирать форму отдыха. В холодное время года сэнто – своеобразный теплый "оазис", который согревает и тела и души людей. Неудивительно, что посещают его как минимум три раза в неделю, а завсегдатаи позволяют себе это удовольствие и каждый день. Японцы называют сэнто и офуро "даром богов.

Существует у японцев и другая разновидность горячей "ванны", когда вместо воды используются опилки. Но не простые, а кедровые. Из них готовится особая банная смесь с добавлением измельченной древесины, листьев и целебных трав (число которых достигает свыше 60). Затем эту смесь разогревают горячим паром до температуры 50–60 ?С и помещают в бочку-фуро или раскладывают на специальном ложе.

Принимающий процедуру залезает в бочку или располагается на растительном ложе и потеет. Опилки и травы впитывают пот, в свою очередь отдавая коже целительные свойства и омолаживая ее. Сеанс "опилочной" бани длится также не более 15 мин. Этим способом часто пользуются, когда хотят сбросить лишний вес, т. к. в ходе процедуры рассасывается подкожный жир и корректируется фигура. После бани рекомендуют вибромассаж, который еще более усиливает ее действие и разгоняет кровь. Таким образом, японские разновидности парения представляют особый интерес и являются весьма оригинальными и ценными для истории бани в целом.

Финская сауна, пожалуй, самая популярная в мире. В ней немаловажную роль играет стиль отделки. Финны и скандинавские народы особое значение придают тому, чтобы человека, пришедшего отдохнуть и снять с себя усталость, радовало все окружающее.

Именно поэтому финские сауны строятся обычно в живописных местах с видом на озера и холмы. В отличие от восточных бань, которые принято посещать рано утром, в финских банях самый большой поток посетителей бывает именно вечером, в конце рабочего дня.

Что касается внутренней отделки финской сауны, то она непременно должна быть экологически чистой, выполненной из натуральных материалов. И первое место среди отделочных материалов для финской сауны занимает дерево самых разных пород: сосна, береза, ясень. Деревянная обшивка стен создает спокойную, располагающую к отдыху обстановку. Финская сауна может быть рассчитана и на одного-двух человек, и на десять-двенадцать посетителей. По вместительности сауны подразделяются на ломосауны, салосауны, пуросауны, эрасауны. Вне зависимости от размеров внутреннее расположение помещений в финской бане остается практически неизменным.

Самое главное отличие финской сауны от русской парной состоит в том, что здесь для отдыха предусмотрена более обширная площадь. Вокруг сауны традиционно строится просторная терраса. Первое помещение имеет вид широкого коридора. Далее следует большой холл для отдыха, в котором желающие могут посмотреть телевизор, послушать негромкую приятную музыку, поиграть в настольные игры. Раздевалка находится еще дальше, в помещении, совмещенном с предбанником. Эта комната граничит с холлом, парной, туалетом и бассейном, являясь, таким образом, центром сауны.

Главное и безусловное отличие финской сауны от других видов парных – это сухой воздух и высокая температура, что во многом сближает ее со старинной русской парилкой. В устройстве финской печи также можно увидеть связь с древней русской печью – обычно это камин, в который положены камни.

Есть и другая разновидность печи – полностью электрическая, без камней. Температуру воздуха в ней можно регулировать. Существует и автоматическое управление температурой воздуха, и ручное, дистанционное. Влажность такой парной – 10–15 %, а температура может подниматься до 120 и даже до 140 °C. Хорошо отрегулированная система вентиляции в современных финских банях помогает человеческому телу перенести горячий сухой жар.

Финские сауны пользуются огромной популярностью во всем мире по сей день. Достаточно сказать, что производство и экспортирование саун в разные страны, в т. ч. Россию, является одной из немалых статей дохода Финляндии. Изящность отделки, комфорт, простота сборки, легкость в управлении температурным режимом принесли сауне заслуженную популярность. Хорошо и то, что, хотя производство саун у финнов давно поставлено на поток, проектировщики и конструкторы не упускают возможности улучшить и модернизировать этот предмет экспорта.

Наконец, настало время рассказать об истории русской (славянской) бани. В древних восточнославянских мифах, а также в летописях неоднократно упоминалась русская баня. В литературных памятниках, дошедших до наших дней, говорится о том, что баней пользовались древнеславянские боги, черпая там свою волшебную силу; даже происхождение человека, по представлениям древних русичей, тесно связано с баней.

В одном из самых известных древних письменных памятников – "Повести временных лет" содержится рассказ о путешествии апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород. Здесь же встречается описание первых русских бань: "… бани древены, и пережгуть их рамяно, и совлокуться, и будут нази, и облекуться квасом усьнияным, и возьмут се прутье молодое и бьют ся сами и того ся добьют едва слезут живи, и облеються водою студеною, и тако оживут, и то творят во все дни, и то творят себе мовенье, а не мученье.

Идея о строительстве славянами бани также во многом была перенята у соседних восточных и западных народов, которые в свою очередь пользовались опытом древних греков, римлян и арабов. Не исключено, что строительство бань славяне переняли у скифов. Описание скифских бань сохранилось в сочинениях древнегреческого историка Геродота, из которых можно понять, что у скифов бани представляли собой некое подобие юрты.

В такой юрте устанавливали длинные жерди, наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. По середине бани ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар, какого, по мнению Геродота, "…никогда не бывало в греческой паровой бане.

Сохранилось интересное свидетельство о том, как монахи в Печерском монастыре задумали построить бани по принципу древнегреческих и принимать там лечебные процедуры. Такие бани стали называться заведениями "для немогущих", и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира 966 г. Немного позже, в 1091 г. по тому же принципу в Переславле епископ Ефрем добился постройки "греческих" лечебных бань, в которых самолично "пользовал" страждущих.

У древней русской бани существовало много названий: мовь, мовня, мовница, мыльня, мыльница, влазня. Название "баня" – более позднее, пошло оно от латинского наименования. Русская баня, безусловно, отличалась от подобных восточных заведений, что не преминул заметить арабский писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, посетивший в то далекое время древних русичей. В своих путевых заметках он довольно подробно описал "дом из дерева", проконопаченный "некой материей, которая образуется на деревьях", имея в виду мох или паклю.

Печь, по его словам, – это "очаг из камней", который русичи "раскаляют" и "поливают водой". Березовый веник – "связка сухих ветвей, которой… приводят в движение воздух и притягивают его к себе". И тогда"… открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки". Как видно, восточный путешественник довольно точно описал простейшую деревенскую баньку, а также способ париться веником и даже "результат" этого действия: "и текут из них реки.

Первые русские бани устраивались в небольших деревянных избенках с трубой или без трубы. Те бани, где печь не имела трубы, топились "по-черному". То есть вся копоть и сажа осаждалась на стенах такой вот избенки, и именно вдыхание такого сухого "черного" пара, который осаждался также на кожу, считалось целебным и полезным для здоровья.

Такие бани имели предбанник, где стояли кадки с чистой водой. Ей обливались после посещения парной. Бани с трубой более напоминали современные русские бани – в них имелся выход для сажи и излишнего горячего пара, таким образом воздух в таких банях был куда чище и мягче, а кадки с водой стояли и нагревались прямо в парной.

Известен на Руси и еще один вид бани. Она называлась "домашней" или "печной". Распространена такая баня была в бедных семьях, не имеющих отдельной постройки, а также у жителей тех районов России, где был дефицит лесного массива, например в степи. Вместо банного простора с предбанником, лавками, полками и каменкой баней служила обыкновенная русская печь. Обязательно имевшаяся в каждой избе для приготовления пищи, а в холодное время года – для отопления жилища, она специально строилась большой и вместительной. Внутреннего пространства русской печи хватало на то, чтобы в ней мог поместиться один, а то и два человека.

Для начала домашнюю печь хорошо топили. В хозяйстве всегда находилось то, что можно было приготовить впрок, – например испечь хлеб, пироги. От этого и создавался особый запах в печи – вкусный хлебный дух, который потом окутывал тело парящегося. Сначала печь как следует убирали, выметая из нее сажу, угли и прочий сор, а потом настилали внутри свежую солому.

Приведя все в порядок, ставили в самую глубину печи бадью с горячей водой, клали в нее веник, а также связанные пучки соломы или луговых трав, закрывали печь заслонкой, чтобы не ушел лишний жар, и начинали процедуру парения.

Со временем древние славяне начали строить бани из камня. Так, существует летописное свидетельство, что первая каменная баня была построена в Переславле в 1090 г. Русь сумела сохранить свою любовь к бане даже в те времена, когда войска монголо-татар стремились поработить вольных русичей. Известно, что сами "поганые" татары прочуяли вкус к русской баньке и им пришлось по душе купание в ледяной проруби.

Известно, что сам Петр I очень уважал русскую баньку и был большим охотником попариться. Много своих сил положил он на возведение Санкт-Петербурга – первой русской столицы. За постройку бань в Петербурге государственная казна не брала пошлин! Мало того, построить баню мог всякий желающий, важно было строить их "по возможности каменными и подальше от жилых кварталов.

Деяния Петра I отражены и в многочисленных архивных документах, и в литературных произведениях. Например, сохранился устный рассказ современника Петра о том, как тот, находясь с войском гренадеров в Париже, приказал построить на берегу Сены русскую баньку, мотивируя это тем, что его солдаты "от парижского воздуха ослабли". Приказ был выполнен, и парижане с удивлением и страхом наблюдали, как разгоряченные русские мужики, вываливаясь толпой из банного пара, кидались в воду Сены, ныряли и оглашали воздух радостными криками. Как-то довелось наблюдать эту картину королевскому гофмейстеру Вертону. Испуганный, он поспешил сообщить Петру I, что его солдаты от этого неразумного занятия могут простудиться и умереть. На что царь с улыбкой отвечал: "Привычка – вторая натура. Не беспокойтесь, это им же на пользу, будут еще крепче и здоровее, чем были.

Начатое Петром I повсеместное распространение русских бань получило развитие и в дальнейшем. Так, например, в царствование императрицы Елизаветы Петровны придворный врач, испанец по происхождению, Антонио Нуньес Риберо Санчес начал писать специальную книгу о российских банях. Издал он ее в 1774 г. в Париже, где прожил последние годы своей жизни. Книга называлась "О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.

Как пишет автор, хоть в русских банях гораздо меньше роскоши, чем, скажем, в тех же римских термах, но "россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и поныне производят в четырех или пяти". Очень большое значение при этом автор придает качеству банного пара и способу его подачи: "Сие возобновление паров чинится каждые пять минут. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым идут трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в российских совсем отвращены.

Со временем в таких крупных городах, как Петербург, Москва, бани каменные и просторные стали потихоньку вытеснять маленькие бревенчатые срубы. И это было вполне естественно, т. к. прирост населения требовал, чтобы все граждане могли воспользоваться услугами этих санитарных и лечебных заведений. В той же Москве крупных бань было около 60. Причем они имели свой постоянный круг посетителей. В каждой собиралась постоянная публика, которая предпочитала традиции именно этой бани и ни за что не променяла бы свой "банный клуб" на какой-либо другой. Имелись свои бани для каждого сословия: для дворян, московской интеллигенции, купечества, среднего сословия и, наконец, для простонародья.

Описание московских бань можно найти в книге В. А. Гиляровского "Москва и москвичи". В ней есть такая важная мысль: "Москва без бань – не Москва", из которой делаем вывод, что Россия без бань – не Россия. В этой книге Гиляровский описывает известные бани, существовавшие в те времена в Москве.

Самыми большими и престижными считались две бани: Центральные и Сандуновские. Кстати, название пришло к ним много позже, а тогда бани, расположенные на этом месте, называли банями Ламакиной – их хозяйки и устроительницы. Обе бани стояли у реки Неглинной и были деревянными. В Центральных мылось и лечилось простонародье: мелкий торговый люд, грузчики, возчики, кузнецы. Публика в банях Авдотьи Ламакиной была "родовитее". Бани отличала интересная особенность: каждый мог сам для себя брать из Неглинки воду для мытья при помощи специального "журавля.

Во время большого пожара, случившегося в 1737 г. бани для простонародья, стоявшие возле Кузнецкого моста, на противоположном берегу Неглинки, полностью сгорели. Бани же Ламакиной уцелели, т. к. их расположение было выгоднее – между двумя прудами, на пустыре.

Прикинув выгодность банного дела, знаменитые в то время актеры Сандуновы, получившие богатое наследство, решили отстроить свои собственные бани на месте сгоревших. И в 1806 г. осуществили свой замысел. Актеры не пожалели денег при строительстве. Отделка помещений поражала роскошью, доселе невиданной в банных помещениях: ковры, огромные зеркала, мягкие диваны. Естественно, богатая обстановка привлекла к себе и соответствующих посетителей, и в скором времени Сандуновские бани превратились в некое подобие аристократического клуба.

Богатый и известный по тем временам московский фабрикант Хлудов решил также заняться выгодным банным делом. Так как средства Хлудова позволяли размахнуться на большое и капитальное строительство, он решил затмить славу Сандуновских бань: пригласил архитектора Эльбушица, разработавшего проект большого банного комплекса с несколькими отделениями, рассчитанными на посетителей с разными доходами. И в 1881 г. открылся первый корпус – для простонародья и второй – для дворянского сословия.

Бани стали активно посещаться, что позволило через два года открыть и самый богатый, "полтинный" корпус, в котором предусматривалось обслуживать людей высшего – дворянского и аристократического – общества. Именно тогда и состоялось официальное открытие Китайских бань, которые сейчас именуются Центральными (первоначальное название было дано по наименованию Китайского проезда, где они располагались.

Помещение китайских бань представляло в ту пору произведение "банного искусства". Однако присутствовавший на банкете сын генерала Гонецкого, подняв бокал, неожиданно для всех заявил, что построит новые Сандуновские бани, которые будут гораздо роскошнее Китайских. Эта идея, показавшаяся собравшимся бредовой, получила свое воплощение. Так как Гонецкий был женат на известной московской миллионерше Фирсановой, которой, кроме десятка домов в Москве и прочих доходных предприятий, принадлежали в то время и Сандуновские бани, то ему без особого труда удалось воплотить свою мечту в реальность.

Подсчитав расходы на строительство но dle

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Дата: 20-04-2016, 08:36   |   Опубликовал: admin   |   Просмотров:   |   Строительство бани