8 октября в Санкт-Петербурге состоялось выездное заседание экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике, посвященное государственно-частному партнерству в сфере здравоохранения. Одной из основных тем обсуждения стали ограничения в законодательстве РФ, понижающие эффективность реализации проектов ГЧП в здравоохранении. Заседание вели Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Чернышев Игорь Николаевич и Председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике Омельяновский Виталий Владимирович. На мероприятии присутствовали представители регионов (Васильев О.А. – вице-губернатор Вологодской области, Навасардян А.С. – заместитель министра здравоохранения Самарской области), члены органов исполнительной власти (Зимин С.М. – помощник Полномочного представителя президента РФ в северо-Западном федеральном округе, Куранов Г.В. – депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы по ГЧП в сфере здравоохранения, Абдин А.А. – член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ), представители частных компаний, главные врачи.
В рамках мероприятия обсуждалось состояние законодательной базы по ГЧП на сегодняшний день, регионы делились опытом и проблемами, которые возникли при реализации региональных проектов, рассказывали о местных поправках в законодательной базе, и насколько целесообразно для регионов было применение тех или иных моделей ГЧП. А.С.Навасардян рассказал присутствующим о нестандартном проекте ГЧП с привлечением инвестиций для решения задачи по медицинскому питанию. В своём выступлении он выступил с инициативой выделить медицинское питание в отдельную услугу, чтобы компании, оказывающие услугу подлежали лицензированию и были прозрачными для проверок.
Эксперты согласились с тем, что первопричиной проблем является отсутствие федерального закона о ГЧП (на данный момент проект закона «Об основах ГЧП в Российской Федерации» прошел первое чтение в Государственной Думе). По словам Куранова Г.В. на данный момент практически невозможно создать единый федеральный закон, который бы охватывал и предусматривал все сферы при подготовке и реализации проектов ГЧП. «Необходимо адаптировать существующие контракты под реалии», — отметил А.А.Абдин.
На данный момент существуют ограничения в законодательстве, которые препятствуют эффективному взаимодействию государства и частных инвесторов. В частности, большая часть ограничений приходится на техническое обслуживание оборудования объектов. Согласно исследованиям расходы на эксплуатацию оборудования должны составлять ежегодно от 5 до 10% стоимости закупки оборудования. Сейчас же есть определенные сложности в обосновании размера компенсации, достаточной для качественного технического обслуживания. Кроме того, ограничения деятельности вызывает отсутствие законодательно утвержденных стандартов и методов эксплуатации. Качественная эксплуатация позволяет продлить срок полезного использования оборудования на 20-25%, а также сократить простои медицинского оборудования из-за поломок до 1-3% рабочего времени в год.
Генеральный директор ООО «Инженерное бюро «Хоссер» С.И.Фурманчук отметил, что существенной проблемой является невозможность предоставления открытого перечня (инженерного, медицинского, ИТ) оборудования с указанием производителей. Описание функциональных характеристик и спецификаций не гарантирует поставку качественного надежного оборудования. Уровень качества оборудования влияет на сроки реновации.
С.И. Фурманчук был приглашен в рабочую группу по созданию конкурсной документации для проектов ГЧП различной направленности в качестве консультанта. На данный момент существует проблема дефицита экспертов-специалистов для составления конкурсной документации проектов ГЧП, что зачастую приводит к невозможности выполнения некоторых пунктов, прописанных в конкурсе. Напомним, что ООО «ИБХ» является техническим консультантом в составлении конкурсной документации для проекта строительства Больницы №40 в Сестрорецке – первого медицинского объекта, строительство которого осуществляется на основе ГЧП.
По вопросам о действующих тарифах ОМС проконсультировала Н.Н.Стадченко председатель Федерального Фонда ОМС. Наталья Николаевна сообщила: «Действующие тарифы ОМС привлекательны для частников. Это подтверждается растущим инте
ресом частных компаний по «вхождению» в систему ОМС. Если в 2010 году таких компаний было 618, то сейчас их 1840, а на 2015 год заявилось 1948 компаний».
По итогам встречи будет составлена резолюция с предложениями, которые будут предоставлены в Федеральное Собрание Российской Федерации, Государственную Думу и другие заинтересованные ведомства. По словам модераторов, дальнейшие заседания будут проводиться с привлечением Министерства Экономического развития РФ, министерства Финансов и других ведомств.