Строители жилья обустраивают промзоны в центре и на набережных Петербурга

Хороший спрос на жилье в течение последних 15 лет привел к тому, что практически все свободные участки, расположенные в историческом центре Петербурга и в приближенных к нему районах, оказались застроенными. «Застройщикам, которые предпочитают развивать свои проекты в центре города и в прилегающих районах все чаще приходится сталкиваться с необходимостью редевелопмента территорий», — отмечает региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе Юлия Ружицкая.

Редевелопмент территорий под строительство жилья — это вопрос, актуальный не только для России, но и для зарубежных мегаполисов. Однако в Европе процесс редевелопмента начался намного раньше, чем у нас, к тому же размеры промышленных территорий за рубежом меньше, рассказывает управляющий директор департамента управления активами и инвестициями (Asset Management) NAI Becar Ольга Шарыгина.  

Что касается Петербурга, то сейчас провести здесь редевелопмент промышленной территории и построить на ней жилье достаточно сложно. Причин для этого несколько. Во-первых, юридические сложности изменения статуса земли с промышленной на жилую. На это часто накладывается статус исторического памятника, который имеют многие старые промышленные предприятия на территории Петербурга. Это накладывает на инвесторов обременения по сохранению определенных элементов облика объекта или, что еще сложнее, объекта целиком. Да и перенос самого предприятия — достаточно трудоемкое и затратное дело. 

Во-вторых, во время кризиса у инвесторов стало меньше средств, сократился и платежеспособный спрос. Покупатели нацелены на получение наиболее выгодных для себя коммерческих условий. «Эти предлагаемые условия могут быть как ниже ожиданий собственника, так и ниже обоснованной стоимости объекта под редевелопмент, — отмечает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank Saint Petersburg Игорь Кокорев, — но в настоящее время рыночная ситуация делает такую позицию покупателя достаточно сильной». Однако и в докризисные годы мало кто из застройщиков отваживался на такие сложные и дорогостоящие мероприятия.

Тем не менее в Петербурге есть участки, которые интересны инвесторам всегда, в любых экономических условиях. «Участки, расположенные на набережной Невы, можно назвать самыми привлекательными для инвесторов сегодня, — говорит Ольга Шарыгина. — Спустя время эти территории «сдадутся» инвесторам, но предположить, через сколько конкретно, достаточно сложно». Также популярны участки в центре города. 

Например, на Петроградской стороне «Группа ЛСР» ведет строительство жилого комплекса бизнес-класса «Европа Сити» на месте бывшего завода «Электрик». Еще один пример редевелопмента — проект комплексного развития территории «Цивилизация» в Невском районе. Здесь, на участке площадью 60 га между Октябрьской набережной, Дальневосточным проспектом, улицей Крыленко и проектируемым в створе улицы Антонова-Овсеенко проездом, к 2025 году будет построено более 800 тыс. м2 жилья класса масс-маркет разного уровня комфорта. Еще один крупный проект редевелопмента — жилой комплекс арт-класса «ЗИЛАРТ» — «Группа ЛСР» реализует в Москве.    

Рост затрат при развитии объектов brownfield по сравнению с объектами greenfield может быть как минимальным, так и существенным. Так, если на свободном участке отсутствуют инженерные коммуникации, то стоимость строительства может быть сопоставима с проведением редевелопмента промзон, отмечает Ольга Шарыгина. Если же на участке проведены коммуникации, то в зависимости от типа производства затраты на редевелопмент будут на 20-30% выше. 

«Все зависит от проекта: его местоположения, количества жилья, которое будет построено на месте выведенного на окраину города предприятия, его стоимости, а также аппетитов собственника переезжающего из центра объекта», — комментирует Юлия Ружицкая.    

По словам Игоря Кокорева, возможно даже, что удельные затраты на проект, за вычетом стоимости приобретения участка под редевелопмент, будут ниже, поскольку существующие на территории объекты позволяют существенно экономить на подведении коммуникаций, получении лимитов, развитии объектов социальной инфраструктуры. 

dp.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: