Втечение 2 дней в Москве будет принято ключевое решение в судьбе скандального стадиона на Крестовском острове. Как сообщили «ДП» многочисленные собеседники, знакомые с ходом строительства, совещания назначены на 25 и 26 июля и будут проходить в Управлении делами президента, хотя официально в ведомстве эту информацию опровергают: «В настоящее время Управление делами президента РФ не курирует вопросы, связанные со строительством стадиона на Крестовском острове в Санкт–Петербурге». Однако ранее, в феврале 2014 года, появились видеорепортажи из Сочи, на которых президент Владимир Путин грозился «задушить» губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, если стадион не будет сдан в срок.
Если контракт с «Трансстроем» расторгнут, основные претенденты на роль генподрядчика — петербургский ГУП «Водоканал» и московский холдинг «УС–620». Впрочем, не исключено, что появится неожиданная темная лошадка.
«Трансстрой» работал на Крестовском острове по трем контрактам на 24,5 млрд рублей. По данным источника «ДП» в Смольном, в случае расторжения контракта на конкурс выставят достройку примерно на 11 млрд рублей, из которых 4,3 млрд рублей — деньги, добавленные весной после индексации смет.
До сдачи объекта остается меньше полугода, и на этом этапе борьба за контроль над оставшимся финансированием достигает своего апогея.
Новая метла
Главным претендентом на достройку стадиона считается ГУП «Водоканал». В самом ГУПе при этом говорят, что лишь работают на субподряде и не более того. По словам собеседников «ДП» из ГУПа, перспективу получить генподряд там воспринимают скорее как необходимость.
«Если вице–губернатор Игорь Албин будет настаивать, а на федеральном уровне идею одобрят, придется исполнять», — сказал собеседник «ДП» в ГУПе.
С большим энтузиазмом к роли генподрядчика относится другой претендент — московский холдинг «УС–620». Он известен тем, что строит метро в Нижнем Новгороде более чем за 10 млрд рублей. В последнее время холдинг раздирали корпоративные конфликты. Пока собственники выясняли отношения, контрагенты подали к «УС–620» иски на 470 млн рублей за 2015–2016 годы (по данным базы Арбитражного суда).
По словам собеседников «ДП», за отстранение «Трансстроя» активно выступает вице–губернатор Петербурга Игорь Албин. При этом он лоббирует участие в проекте и «Водоканала», и «УС–620». «Победитель будет определен по итогам конкурса. Эти компании мы не приглашаем», — заверил Албин, добавив, что «в городе все решения принимает губернатор».
Сильная поддержка
В то же время «Трансстрой» поддерживают сильные лоббисты в Москве, говорят собеседники «ДП». Среди них Марат Оганесян, который ранее руководил строительным блоком Смольного. Он через помощницу передал «ДП», что не считает необходимым комментировать вопросы, связанные со строительством стадиона.
Среди лоббистов «Трансстроя» называют и министра спорта РФ Виталия Мутко. По словам собеседников «ДП», он просил Игоря Албина отозвать претензии к «Трансстрою», но получил отказ — вице–губернатор уверен в своей победе. Игорь Албин, в свою очередь, сказал, что общается с министром «лично и постоянно».
Официально Виталий Мутко занимает нейтральную позицию. Он заявлял, что перенос матчей Кубка конфедераций 2017 года с арены на Крестовском на другой стадион исключен.
К лоббистам «Трансстроя» причисляют и председателя наблюдательного совета холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаску. Но в «Базэле» неоднократно отрицали свое отношение к работам, которые ведутся на стадионе. К тому же официально Олег Дерипаска не контролирует «Трансстрой»: в 2014 году он уступил свою долю однокурснику Егору Андрееву.
Между тем, по данным СМИ, Олег Дерипаска периодически встречается с Георгием Полтавченко для обсуждения проблем строящейся арены.
Обмен любезностями
Скандал вокруг смены генподрядчика вышел в публичное пространство 2 недели назад. До этого и Смольный, и «Трансстрой» уверяли, что между ними полное взаимопонимание.
Интересно, что после начала публичного конфликта между Игорем Албиным и «Трансстроем» федеральные СМИ выпустили серию эмоциональных материалов о работе вице–губернатора в Петербурге. Причем критика появилась не только в федеральных изданиях, но и даже в формате фельетона в одной литературной газете. «Я пригласил автора этой заметки на дуэль в формате интервью. Не струсит — поговорим, спрячется — готовлю судебный иск», — сказал Албин. Он сам и подведомственный ему комитет по стротельству также не скупятся на «комплименты» в адрес «Трансстроя». Так, в пятницу, 22 июля, то есть накануне сегодняшних переговоров, комитет по строительству разослал журналистам релиз с заявлением, что «Трансстрой» расценивал дополнительные 4,3 млрд рублей исключительно как компенсацию собственных убытков.
«Генподрядчик хочет получать деньги бесконтрольно, распоряжаться ими самостоятельно, не гарантируя своевременного ввода объекта в эксплуатацию», — говорит глава комитета по строительству Сергей Морозов.
Бессрочный стадион
При смене подрядчика вероятность того, что стадион будет готов до конца этого года, минимальна. Впрочем, по мнению аудиторов контрольно–счетной палаты Петербурга (КСП), в сроки не укладывается и «Трансстрой».
В отчете КСП о проверке, проведенной с 27 июня по 6 июля 2016 года, говорится: не было приобретено оборудование на 1 млрд рублей. Только его поставка занимает больше 3 месяцев. Кроме того, не завершен монтаж окон и витражей. «При этом стройка была обеспечена финансированием в полном объеме», — замечают в КСП. Там также считают, что требование выделить дополнительные 4,3 млрд рублей не подкреплено документами, документация до сих пор не прошла госэкспертизу.
Однако Игорь Албин заверил «ДП», что стадион будет достроен точно в срок.
Деньги преткновения
Именно выделение дополнительных денег стало причиной конфликта между Смольным и «Трансстроем», уверены источники «ДП». Они указывают, что впереди — выплата налога на добавленную стоимость (НДС). По словам собеседников, речь идет о 4 млрд рублей. Но Игорь Албин эту версию опровергает. «НДС не было и не будет. Это «хотелки» «Трансстроя», — сказал он.
В «Трансстрое» заявляют, что причины — это изменение проекта на 30% от объема работ, а также убытки без компенсации, отсутствие авансов и непрофессионализм в управлении заказчика стройкой.
Некоторые субподрядчики «Трансстроя» предполагают, что конфликт связан с борьбой за грядущую закупку оборудования для правоохранительных органов. Собеседники отмечают, что рентабельность этих закупок для заказчиков может доходить до 40%. В «Трансстрое» с этим не согласны. «С учетом курсовой разницы закупки стали убыточными. Это касается, в частности, зарубежных поставок систем безопасности», — уверяет генподрядчик.
dp.ru