Васильевский остров переживает в последнее время настоящий строительный бум. По данным КЦ «Петербургская Недвижимость», сегодня в продаже находится 10 жилых комплексов, а объем предложения оценивается в 184,2 тыс. м2.
«Если раньше большинство строящихся комплексов составляли небольшие проекты точечной застройки в исторической части острова, то сейчас в различных частях района стартовали крупные проекты, — рассказывает руководитель департамента продаж и приобретений Surveyor International Group Максим Игнатович. — Это и набирающая темп застройка новых намывных территорий, и крупные проекты редевелопмента «серого пояса».
Больше экономии
Традиционно на Васильевском острове возводилось жилье высокого уровня — не ниже бизнес–класса. Но сейчас, поскольку жилье строится в основном на намывных территориях и в бывших промзонах, появилось и более демократичное предложение комфорт–класса.
Как отмечает руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева, жилье сегмента масс–маркет составляет 77,4% предложения (142,6 тыс. м2), на бизнес–класс приходится 21,9% (40,3 тыс. м2), а элитный сегмент занимает всего 0,7% (1,3 тыс. м2) и представлен на данный момент только одним объектом — ЖК «Гранвиль» от ГК «Соло».
«Цены на жилье в Василеостровском районе начинаются от 81 тыс. рублей за 1 м2 на намывных территориях — до 250 тыс. рублей за 1 м2 в проектах бизнес–класса», — рассказывает директор по маркетингу и продажам EKE Ирина Зеренкова.
По данным КЦ «Петербургская недвижимость», в начале апреля средняя цена квадратного метра в жилье сегмента масс–маркет по Васильевскому острову составляла 114,1 тыс. рублей, что на 9,3% выше средней цены по городу, а средняя цена в бизнес–классе была зафиксирована на отметке 198 тыс. рублей, что на 20% выше средней цены по Петербургу.
Островитяне по духу
Спрос на жилье в Василеостровском районе остается стабильно высоким. «Жилье здесь ищут, как правило, сами василеостровцы, — отмечает Ирина Зеренкова, — люди, родившиеся здесь, предпочитают не переезжать в другие места и ищут возможность улучшить свои жилищные условия в границах района». Также интересно жилье на Васильевском острове состоятельным покупателям из регионов, которых привлекают историческая архитектура района и близость к центру. Квартиры на Васильевском острове нередко обладают хорошими видовыми характеристиками, социально–торговая инфраструктура района в целом уже сформирована. «Поэтому такие квартиры хороши не только для жизни, но и для последующей продажи, — отмечает директор департамента корпоративных коммуникаций ГК «Эталон» Михаил Духовный. — Они инвестиционно привлекательны».
В то же время снижается интерес к жизни на острове из–за проблем с выездом в другие районы в часы пик, обусловленные низкой пропускной способностью основных переправ, которые к тому же то и дело закрываются на ремонт. Впрочем, главный туристический аттракцион — успеть на мосты — во время сезонной навигации можно считать и дополнительной изюминкой островной жизни.
В ближайшее время транспортная ситуация на острове должна несколько улучшиться. Летом 2016 г. снова откроется станция метро «Василеостровская», а строительство ЗСД должно стать хорошим подспорьем для автомобилистов.
В сторону залива
«Главная трудность для компаний–застройщиков в том, что на Васильевском острове, как и в других центральных исторических районах, почти не осталось мест под застройку. А вот потребность людей в новом комфортном жилье в этих локациях есть», — отмечает Михаил Духовный.
«Основная строительная активность сегодня сконцентрирована на намывных территориях, которые являются наиболее масштабными и перспективными для жилищного строительства в Василеостровском районе», — отмечает Ольга Трошева. Помимо уже строящихся проектов компаний «Лидер Групп» и Seven Suns Development в перспективе заявлено еще порядка 1,4 млн м2 жилищного строительства. Так, в начале 2016 года компании Renaissance Construction и Glorax Development представили концепции своих проектов в рамках освоения намывной территории.
«С учетом того, что сейчас фактически намыто не более 30% из запланированного объема, распроданных застройщикам участков хватит лет на пять интенсивного строительства», — отмечает Максим Игнатович.
При этом освоение намывных территорий — процесс не самый простой. «Сегодня единственная возможность реализовать жилой проект на намывной территории — провести коммуникации за свой счет», — рассказывает Ирина Зеренкова, отмечая, что это огромное дополнительное обременение для застройщика, которое делает его проект экономически невыгодным.
Вместо заводов
Вторым логичным и уже реализуемым путем развития является редевелопмент промышленных территорий, которых на острове в избытке еще с петровских времен.
Например, компания «ЛенСпецСМУ» ведет строительство ЖК «Самоцветы» на бывшей территории завода им. Калинина. В ближайшей перспективе намечен старт продаж в проекте бизнес–класса ЖК «Палацио» от Setl City в рамках редевелопмента территории Сталепрокатного завода.
«Оживает окончание Малого пр., где практически в каждом квартале ведется строительство. На очереди — район Косой линии и примыкающие к Балтийскому заводу кварталы. Работы по продлению набережной Макарова, начавшиеся совсем недавно, неизбежно «разворошат» клубок промзон Уральской улицы», — рассказывает Максим Игнатович.
Однако, по словам директора по продажам Docklands Development Екатерины Запорожченко, редевелопмент промышленных территорий — это дорогой и крайне сложный путь. «В частности, это означает значительные инвестиции для застройщика в подготовку участка, экологические экспертизы. Также вероятны непредвиденные факторы, такие как признание построек на участке исторической ценностью, — отмечает Ирина Зеренкова. — А в исторической части острова действуют ограничения по высотности».
Поскольку освоение промышленных и намывных территорий требует серьезных инвестиций, то ожидать появления новых проектов стоит после стабилизации экономической ситуации.
dp.ru